16:53 

Для размышлений...

Конец политзаказа на историческое самобичевание
www.odnako.org/blogs/show_13755/

 

Тамара Каминская


Всем известно, что историю с древнейших времён писали, дабы восславить правителей всех мастей. "Жизнь двенадцати цезарей" Гая Светония Транквилла - классический пример тому. Правда, автор позволяет себе такую вольность - одних цезарей он величает божественными, а иных называет просто по именам. Субъективный подход налицо.

Вот потому то каждый уважающий себя монарх старался завести своего придворного историка. И то сказать, разве такое важное дело, как созидание благодарной памяти последующих поколений, можно доверить случайным людям? И всё же случайные люди - летописцы, по большей части из монахов, да и некоторые действующие лица исторических событий вносили свою лепту в сие благородное начинание - ознакомление потомков со славными и не очень делами их предков, водительствуемых своими правителями.

Тут даже всякому невежде ясно, что сочиняли историки свои труды не с тем, чтобы умалить достоинства своих повелителей или как-то их принизить - писали во имя воссияния в веках имён своих благодетелей и кормильцев, как автор "Истории государства Российского" незабвенный Николай Михайлович Карамзин. О мемуарах и говорить не приходится - кто в здравом уме и светлой памяти будет выставлять себя любимого в невыгодном свете?

Деяниям же простых смертных в этих трудах вряд ли находилось место. Как очень точно подметил Роберт Бернс:

В деревне парень был рожден,
Но день, когда родился он,
В календари не занесен.
Кому был нужен Робин?
............................
Зато отметил календарь,
Что был такой-то государь,
И в щели дома дул январь,
Когда родился Робин.


Сменялись эпохи и общественные формации: рабовладельческий строй сменил феодализм, ему на смену пришёл капитализм, затем на недолгое время сначала только в нашей, а потом ещё в нескольких странах появился социализм, который по недомыслию мы сами променяли на капиталистического мутанта. Но в сфере отображения исторических событий ничего не изменилось - муза истории исправно исполняла и продолжает исполнять прихоти власть имущих.

Все, кто учился и успел окончить ВУЗы в СССР, помнят такой предмет, как история КПСС. Как-то, будучи студенткой первого курса, я принесла домой учебник по этому предмету, выданный в библиотеке института. А мой отец предложил мне прочитать несколько глав в "Историях ВКПб" и "Историях КПСС" других годов издания, которые имелись в домашней библиотеке, и сравнить их. Как любят теперь говорить в рекламных роликах: "Почувствуйте разницу!". Особенно это имеет отношение к освещению времени правления Иосифа Виссарионовича Сталина.

Но и другие времена и события преподносились так, чтобы это не выпадало из "генеральной линии партии". Начиная ещё с тех времён, когда я училась в школе, где на уроках истории нам рассказывали, что русские, украинцы и белорусы - это три братских, но разных народа. Это было вполне в духе ленинской национальной политики - своей революцией большевики собирались освобождать народы, угнетаемые "проклятым" царским режимом, для чего этих самых народов должно было быть как можно больше. Кроме того, большевиков очень беспокоил факт того, что русский народ был весьма многочислен, что создавало определённые трудности при реализации далекоидущих планов "истинных" интернационалистов. И если не удалось русский народ проредить до минимума, то разделить, как мы можем видеть, всё-таки удалось.

Историческая наука же, не имеющая отношения к школьным учебникам, версию отдельности русских, украинцев и белорусов не подтверждает. Она утверждает, что русские, украинцы и белорусы - это три ветви одного народа. В 1950-60-х годах специально снаряжались две научные антропологические экспедиции с привлечением специалистов других профилей, которым ставилась задача получить доказательства различности трёх народов, но, увы, результаты экспедиций показали обратное - мало того, что русские, украинцы, особенно живущие на Волыни, и белорусы - практически идентичны, но и население Восточной Польши тоже принадлежит к тому же антропологическому типу. Коль скоро выводы этих исследований не согласовывались с партийными установками, то их и широко не обнародовали - оставили для служебного пользования. Когда-то, лет 30 тому назад об этом рассказывала мне хорошая знакомая, доцент львовского университета. Тогда я не очень серьёзно отнеслась ко всему этому - мне казалось лишённым смысла засекречивание таких, казалось бы, безобидных данных. Ну, не военная же тайна! Но несколько лет тому назад в интернете натолкнулась на результаты этих экспедиций и аннотации к ним www.ruska-pravda.com/index.php/200903111664/sta... , которые полностью подтвердили сказанное моей знакомой.

Но всё, что делается искусственно, рано или поздно даёт дурные всходы - искусственное разделение русских и украинцев породило украинский национализм в уродливой форме. Сегодня так называемые национально-сознательные (свідомі) украинцы ненавидят русских, считают их своими врагами и оккупантами на украинской земле. И я в данном случае говорю не о галичанах, а о достаточно большом количестве восточных украинцев - східняков. Но и у многих нормальных людей тоже существует путаница - говорят и думают они по-русски, а считают себя украинцами. Школьное образование и государственная политика сформировали соответствующее сознание - попробуй-ка его теперь переформатировать!

Подправленная в хрущёвские времена история КПСС и, как следствие, СССР в целом привела к тому, что у многих, кто особенно не задумывался над этой проблемой, создалось устойчивое впечатление, что СССР во все времена, начиная с 1917 года и до последнего дня своего существования, развивался по одному и тому же, раз и навсегда утверждённому сценарию. Что не было разницы между большевиками, ставшими у руля государства в 1917 году, и членами партии сталинского призыва. Что существовала незыблемая преемственность так называемой ленинской политики - пищу тому давало словоблудие вождей и партийных чинуш, а также как всегда услужливая Клио.

Под впечатлением от хрущёвских откровений и прочих разоблачений в 70-х годах появилась песня "Николашка", которая существует в нескольких вариантах. Авторство её неизвестно, но она и до сегодняшнего дня время от времени прирастает новыми куплетами, а посему по праву может считаться народной.

Царь Николашка долго правил на Руси,
И жизнь была, хоть у кого спроси:
При нем водились караси,
И поросились пороси,
И было чем поддать и закусить.

Но в феврале его немножечко того,
И вот всю правду мы узнали про него:
Что он рабочих обижал,
Что он евреев унижал,
И что царицу его Гришка ублажал.

Товарищ Ленин вместе с Троцким - два вождя -
Социализм внедряли, головы рубя.
Социализм у нас окреп;
Да, жаль, в стране исчезнул хлеб -
Тогда ввели они спасенье наше - НЭП.

Ну, Ленин жив - о нем здесь ничего.
А с Троцким хуже - он немножко не того:
Узнал о нем всяк из людей,
Что нет врага народа злей,
Что провокатор он, гестаповский лакей!

Товарищ Сталин был нам всем родной отец.
Капитализму наступил при нем конец.
Он пятилетки учредил,
Крестьян в колхоз объединил,
И над рейхстагом флаг советский водрузил.

Но в марте он немножечко того -
И вот узнали мы все правду про него:
Что полстраны пересадил
И верных ленинцев сгубил,
При жизни себя богом объявил.

Хрущев Никита ростом был с аршин -
Страна достигла с ним сияющих вершин.
При нем пахали целину,
При нем летали на луну,
За 20 лет клялись построить коммунизм.

Но в октябре его немножечко того,
Тогда узнали мы всю правду про него:
Он кукурузный культ создал,
Весь мир родней Кузьмы пугал,
Ну в общем, в нем свербил волюнтаризм.

Что до волюнтаристской подачи истории, то самым удивительным в этих подтасовках и замалчиваниях стало то, что, вопреки логике, люди, которым было доверено управление государством, историю своего родного государства стали не приукрашивать, а наоборот очернять. Для одних, как для Хрущёва, это было актом личной мести Сталину, для других, как для Горбачёва, - это было продиктовано корыстными мотивами. Кроме того, в этом проявился и их в общем-то невысокий интеллект.

Но факт остаётся фактом - очень многим людям сумели внушить отвращение к советскому периоду жизни нашего государства, педалируя обиды их дедов и прадедов -- как реальные, но безнадёжно древние, так и выдуманные. А ещё того хуже, что многим детям, родители которых были рядовыми членами КПСС и активно участвовали в жизни страны, сумели привить чувство отвращения к мифическим "преступлениям" отцов.

Вспоминается эпизод, имевший место осенью 2004 года, как раз в преддверии оранжевой "революции", в самый разгар предвыборной агитации. Два моих одноклассника приехали одновременно во Львов: один из США, а другой из Москвы. Сидим в ресторане, говорим о том, о сём и, естественно, о политике. Спрашивают, за кого буду голосовать. Отвечаю, что, хоть всё это и игрища, но, чтобы не дарить непонятно кому свой голос всегда голосую за коммунистов, соответственно в первом туре президентских выборов буду голосовать за Симоненко.

-"За коммунистов?" - в один голос - "Так они же людей уничтожали!".

-"Кто уничтожал? Твой отец уничтожал или твой?". Отцы обоих были членами партии, фронтовиками, потом один стал тренером, а другой был директором небольшой фабрики во Львове. Я же про своего отца, который тоже был членом партии и фронтовиком, точно могу сказать, что он не только никого не уничтожал, но вряд ли даже на фронте кого-то убивал, так как был он инженером-связистом и военные задачи у него были совсем иными.

Эти мои одноклассники оба высококвалифицированные инженеры, весьма начитаны. Москвич, правда, отметился в августе 1991 года как защитник "демократии", даже какую-то картофельную медаль за это дело получил. И, если вот такой была реакция хорошо образованных людей, которые родились и бОльшую часть сознательной жизни прожили в СССР, то чего тогда можно ожидать от сегодняшних молодых людей, которые в руки книгу не берут.

Слова из песни барда Александра Дольского, прозвучавшей в фильме "Когда святые маршируют", очень точно отражают суть отношения к своей истории в нашей стране:

Россия живет в бесконечной борьбе,
Чтоб выжил без сапиенс гомо.
Сегодня мы так говорим о себе,
А завтра - совсем по-другому.

Всегда у нас бывший начальник дурак,
А нынешний просто конфетка.
Сегодня мы пишем историю так,
Как мир ощущает трехлетка..,

А завтра ее исправляем в слезах,
Как послеинфарктные дяди.
Поэтому я о сегодняшних днях
Молчу, как разведчик в засаде.

Но, в отличии от нашей страны, идеологические противники России-СССР никогда мазохизмом не страдали. Свою историю они всегда писали так, как это было выгодно им. Заметив нашу национальную склонность к самобичеванию, они стали вносить посильную лепту в расширение и углубление познавания нами нашей же собственной истории. Грандиозные мифы под названием "Бесчеловечная коллективизация", "Голодомор", "Многомиллионные сталинские репрессии", а также, связанный с этим мифом, миф под названием "Расстрел польских офицеров НКВД в Катыни" (читай - Сталиным), миф под названием "Несправедливое и антигуманное переселение народов во время Великой Отечественной войны", подброшенные извне в обновлённом виде, буквально пронзили мозг не одному поколению наших соотечественников.

Мифы о величии и уникальности украинцев и их великих предков, потрясли воображение и прочно застряли в неокрепших мозгах тех современных малороссов, которые комплексовали по поводу того, кто кому брат да ещё и старший.

И, если всё, что касается укров - антинаучный миф от начала и до конца, потому и опровергать этот миф на научном уровне не представляет труда, то со всеми остальными мифами бороться очень непросто. Ибо лучшая правда -- это полуправда. Мифы о коллективизации, о голоде 1932-1933 годов, репрессиях конца 30-х, расстреле польских офицеров в Катыни и переселении народов состоят не в том, что этих событий не было как таковых, а в том, как и почему это происходило, и кто виновник всего этого. И тут каждый отдаётся на волю волн собственной фантазии. Причём, подмечено, что правдой обычно человек склонен считать ту информацию, которая ему нравится или точно проецируется на его представление, которое вполне может быть необъективным, о том времени.

Немаловажную роль в восприятии таких исторических "откровений" играют и обиды личного характера - раз мои родные пострадали в процессе каких-то событий, значит всё, что делалось руководством страны в это время, делалось исключительно со злым умыслом против своего народа в целом и моих родных в частности. В психологии даже есть такое определение, относящееся к сфере восприятия человеком информации, которое называется "больная мозоль". То есть это такие события, которые человек воспринимает очень болезненно, которые связаны для него с его личными переживаниями или с его близкими людьми. Психологии даёт и такое понятие, как каналы восприятия человеком информации, которые упрощённо можно разделить на логический, эмоциональный и вышеупомянутую больную мозоль. Всё зависит от того, какой канал восприятия информации для конкретного человека основной - логический или эмоциональный. Если эмоциональный, то постоянное упоминание о тягостных для человека событиях или переживаниях, подача их в нужном для манипулятора ключе (надавливание на больную мозоль) вызывает болезненную реакцию человека, в которой присутствует агрессия и отсутствует логика. Всё это хорошо известно нашим зарубежным "доброжелателям", особенно, заокеанским. В США дело с изучением психологии и с применением полученных знаний на практике поставлено на широкую ногу. Кроме того, им хорошо известны особенности русского национального характера: сострадание к ближнему и тяга к справедливости. Именно на это и расчёт при вбрасывании трактовок фактов нашей недавней истории.

Так же, как и во времена СССР "коррекция" советской истории в сторону её очернения сегодня носит политический характер. Так, сообразуясь с непонятными с точки зрения здравого смысла мотивами, было принято политическое решение о признании вины СССР в расстреле польских офицеров в Катыни. Наверное, решили, что так будет проще, чем доказывать свою правоту, или на то была чья-то злая воля, вполне вписывающаяся в антисоветизм современного российского жизнеустройства, но результат таков, что в страсбургском суде лежат многомиллионные иски к РФ, как к правопреемнице СССР от родственников расстрелянных офицеров. Это вполне в духе времени - бизнес на костях. Не говоря уже о том, что на СССР, а значит и на России, в очередной раз поставили клеймо преступника - империи зла. Да и Польша, которой был адресован этот "акт доброй воли", другом России от этого не стала.

Ну, не хотят помнить политики, что чеховское ружьё имеет такую интересную особенность - буде оно повешено на стене, непременно выстрелит, причём в самое неподходящее время.

А вот какая петрушка приключилась с мифом о переселении народов во времена Великой Отечественной войны. Попробовали два историка: профессора исторического факультета МГУ Александр Иванович Вдовин и Александр Сергеевич Барсенков, авторы учебника "История России 1917–2009", написать в этом учебнике для высших учебных заведений о массовом дезертирстве чеченцев во время войны, как их затюкали. Одним из самых активных организаторов травли историков МГУ стал придворный летописец Николай Сванидзе. По его инициативе было созвано заседание комиссии Общественной палаты РФ по межнациональным отношениям. Председатель этой комиссии (сам Сванидзе) охарактеризовал учебник, как "экстремистский". В экспертном заключении, подготовленном при участии таких одиозных организаций, живущих на зарубежные гранты, как Московский антифашистский центр и Московское бюро по правам человека, учебник назван "ксенофобией, фальшивкой, апологией диктатора".

Но завершить сказанное всё же хочется на оптимистической ноте. В очернении собственного прошлого есть смысл, когда что-нибудь надо срочно разрушить в настоящем. Когда же настоящее требует, напротив, строительства -- мы перестаём учиться историческому отвращению к себе и начинаем учиться самоуважению. Благо, материал у нас -- самый богатый в мире.

URL
   

Chipmunk

главная